Виды закупок из одного источника в 2025 году

Рубрика:
Виды закупок из одного источника в 2025 году
199 просмотров

Закупки из одного источника (ОИ) — это способ государственных закупок, при котором договор заключается напрямую с одним конкретным поставщиком, без проведения конкурентных процедур, таких как конкурс, аукцион или запрос ценовых предложений. Такой механизм применяется в строго определенных случаях, предусмотренных законодательством, и требует обоснования выбора именно этого способа.

С 1 января 2025 года в Республике Казахстан вступил в силу новый Закон «О государственных закупках» от 01.07.2024 №106-VIII. Он значительно обновил подход к организации закупок, включая процедуры закупок из одного источника. Ключевым нормативным положением, регулирующим этот способ, стала статья 16 нового Закона. Именно она определяет, в каких случаях допускается закупка у одного поставщика, а также какие документы и процедуры необходимо соблюдать заказчику, чтобы такие закупки были признаны законными и прозрачными.

Применение закупок из одного источника может быть оправдано только в исключительных случаях: при отсутствии конкуренции на рынке, наличии исключительных прав у поставщика, при чрезвычайных ситуациях, закупках в интересах государственной тайны и других ситуациях, напрямую перечисленных в пункте 3 статьи 16. Кроме того, с 2025 года расширены и уточнены пороговые значения закупок, допустимых без конкуренции, а также введены новые требования к обоснованию, отчетности и подтверждению прав на исключительность, в частности, обязательное заключение антимонопольного органа при закупке по интеллектуальным правам.

Таким образом, правильное понимание условий и ограничений, при которых допустимы закупки из одного источника, становится критически важным для всех участников системы госзакупок. Это позволяет избежать нарушений, обеспечивать прозрачность и эффективность расходования бюджетных средств.

Основные виды закупок из одного источника

Государственные закупки из одного источника в 2025 году осуществляются в двух основных формах: путем прямого заключения договора (ИОИ ППЗД) и по результатам несостоявшихся процедур. Каждая из форм регулируется статьей 16 Закона РК «О государственных закупках» от 01.07.2024 №106-VIII и имеет четко установленные условия применения.

Прямое заключение договора (ИОИ ППЗД)

Закупки способом ИОИ ППЗД проводятся без предварительного проведения конкурсных процедур, если это допускается пунктом 3 статьи 16 Закона. Данный способ применяется в исключительных случаях, при этом заказчик обязан указать конкретное основание из пункта 3 статьи 16 Закона и включить закупку в годовой план. Выбор способа закупки должен быть обоснован документально — в служебной записке или пояснении к годовому плану, даже если применяется основание, предусмотренное законом.

 

Основные условия применения:

  • наличие правовых оснований, перечисленных в п. 3 ст. 16 Закона;
  • наличие служебной записки, обосновывающей выбор способа;
  • приказ о проведении закупки способом ИОИ ППЗД;
  • внесение закупки в годовой план с приложением приказа;
  • соблюдение установленных сроков для подготовки и публикации отчетности.

В ряде случаев требуется дополнительное подтверждение:

  • При закупке товаров, услуг или работ, являющихся объектами интеллектуальной собственности, необходимо получить заключение уполномоченного антимонопольного органа о отсутствии субъектов частного предпринимательства, способных предложить аналогичные ТРУ.
  • При выборе ИОИ ППЗД на основании пунктов 5), 18), 32), 35), 36), 38), 39) заказчик обязан направить запросы о предоставлении коммерческих предложений минимум трем потенциальным поставщикам, если иное не предусмотрено.

Примеры ситуаций, когда применяется прямое заключение договора (по п. 3 ст. 16 Закона):

  • Закупка лекарств по жизненным показаниям;
  • Приобретение авторских прав или патентов;
  • Услуги по лечению граждан за рубежом;
  • Материальные ценности для ликвидации ЧС;
  • Услуги по представительским расходам госорганов;
  • Закупка ТРУ для подразделений, обеспечивающих безопасность и охрану Президента;
  • Консультационные услуги по защите интересов государства в международных арбитражах.

Полный перечень оснований включает 43 конкретных случая, и каждый из них требует отдельного юридического обоснования.

Закупки из одного источника по несостоявшимся процедурам

Этот способ применяется в случае, если ранее объявленная закупка признана несостоявшейся. При этом закупка может быть признана несостоявшейся по следующим причинам:

  • не подано ни одной заявки на участие;
  • подана только одна заявка (в случае ЗЦП);
  • отказ потенциального поставщика от участия;
  • несоответствие участников квалификационным требованиям;
  • наличие ограничений, указанных в статье 7 Закона (например, наличие недействующего решения суда, задолженности по налогам и пр.).

После признания закупки несостоявшейся заказчик может инициировать закупку из одного источника. Однако это не является автоматическим переходом — каждое решение оформляется приказом и протоколом.

 

Порядок перехода к ОИ по несостоявшейся процедуре:

  1. Признание закупки несостоявшейся — оформление соответствующего протокола.
  2. В течение 2 рабочих дней заказчик принимает решение о закупке из одного источника.
  3. Направление приглашения потенциальному поставщику через веб-портал.
  4. Ответ ПП с подтверждением участия и документов — в течение 2 рабочих дней.
  5. Формирование и размещение протокола итогов — также в течение 2 рабочих дней.

Важно! С 2025 года сроки процедуры были сокращены, что требует более быстрой реакции от заказчиков и поставщиков. Пропуск сроков приводит к невозможности проведения закупки по этой схеме.

Основания для закупки по прямому договору (по п. 3 ст. 16 Закона)

С 2025 года государственные закупки из одного источника путем прямого заключения договора допускаются только в случаях, прямо предусмотренных пунктом 3 статьи 16 нового Закона «О государственных закупках» №106-VIII от 01.07.2024. Всего таких оснований — 43, но для практического применения важно понимать типовые группы ситуаций, в которых этот способ может использоваться.

 

Когда допустимо прямое заключение договора:

  • При отсутствии конкуренции на рынке. Например, когда товар или услуга могут быть предоставлены только одним поставщиком — из-за технической уникальности, отсутствия аналогов или географической специфики. В таких случаях заказчику необходимо подготовить обоснование.
  • Если товар или услуга защищены исключительными правами. Это может быть авторское произведение, патент или лицензия. Важно: с 2025 года такие закупки допускаются только при наличии подтверждения от антимонопольного органа об отсутствии конкуренции.
  • Для закупок в сфере государственной тайны или безопасности. В том числе, если ТРУ относятся к оперативно-розыскной деятельности, обеспечению криптографической защиты информации или охране Президента РК.
  • Для устранения или предотвращения чрезвычайных ситуаций. Также сюда относятся закупки, финансируемые из резервных фондов правительства при угрозах общественной стабильности.
  • Если требуются дополнительные работы или услуги, напрямую связанные с ранее заключенным договором. Только при условии, что без них невозможно завершение проекта.
  • Когда закупка осуществляется за счет международных грантов, в рамках межгосударственных соглашений или для нужд зарубежных представительств.
  • При приобретении социально значимых или специализированных услуг. Например, услуги библиотек для незрячих, обучение студентов за рубежом, лечение граждан за пределами страны.

Некоторые особенности:

  • Для отдельных оснований (например, хранение госрезерва, аренда помещений, инватакси, сценическая деятельность) законодатель требует проведения мини-анализа рынка — заказчик обязан запросить коммерческие предложения минимум у трех поставщиков.
  • При закупке по интеллектуальным правам (авторским, патентным и т. д.) обязательно наличие заключения антимонопольного органа об отсутствии конкуренции.

Эти основания позволяют обеспечить гибкость системы закупок в исключительных случаях, когда конкурентные процедуры невозможны или нецелесообразны. Однако каждое применение прямого договора требует документального подтверждения причины, строгого соблюдения процедуры и размещения отчетности.

Виды закупок из одного источника

Пороговые закупки из одного источника

С 1 января 2025 года вступили в силу новые пороговые значения для осуществления государственных закупок из одного источника без проведения конкурсных процедур. Такие закупки допускаются только при соблюдении лимитов, установленных в пункте 3 статьи 16 Закона РК «О государственных закупках» от 01.07.2024 №106-VIII.

Новые лимиты закупок из одного источника:

  • Для всех заказчиков:
    • Товары — не более 100 МРП в год (на одного поставщика по каждому наименованию);
    • Работы и услуги — не более 500 МРП в год.
  • Для сельских акиматов (сельские округа и поселки):
    • Совокупный годовой объем закупок до 4000 МРП.

Эти нормы были возвращены в законодательство с целью упростить малозначительные закупки, особенно на местах, и обеспечить оперативность закупочной деятельности в тех случаях, когда проведение полноценной процедуры несоразмерно затратно по времени и ресурсам.

Условия применения пороговых закупок:

  1. Объем закупки не должен превышать лимит, установленный для соответствующего вида ТРУ.
  2. Закупка осуществляется в пределах годового плана, где обязательно указывается способ — «из одного источника по причине малой суммы».
  3. Закупка не должна быть разбита искусственно на части, чтобы уложиться в лимит (нарушение будет считаться обходом Закона).
  4. Заключение договора осуществляется напрямую с выбранным поставщиком, при этом заказчик обязан:
    • Указать в документации основание закупки — по причине малой суммы, в пределах установленных лимитов. Даже при использовании пороговых закупок заказчик обязан обосновать невозможность или нецелесообразность применения конкурентной процедуры;
    • Издать приказ о проведении закупки;
    • Заключить договор и разместить отчет о закупке в течение 5 рабочих дней с момента подписания договора.

Дополнительно:

  • Выбор поставщика при пороговой закупке может быть как по инициативе заказчика, так и на основании предложения со стороны поставщика.
  • При необходимости, заказчик вправе собрать коммерческие предложения от нескольких поставщиков, чтобы подтвердить обоснованность выбора (хотя это и не является обязательным требованием, если речь не идет о специальных основаниях из п. 3 ст. 16).
  • Все действия заказчика должны быть прозрачны и документально зафиксированы, особенно в части цены и обоснования выбора способа.

Пороговые закупки — удобный инструмент для оперативного приобретения ТРУ, особенно в сельских и удаленных регионах. Но даже при использовании «малых сумм» важно соблюдать установленный порядок и фиксировать все решения в документации.

Порядок оформления закупки из одного источника

Чтобы провести закупку из одного источника в 2025 году, одного только решения заказчика недостаточно. Закон требует соблюдения определенной последовательности действий, направленной на обеспечение обоснованности, прозрачности и документального подтверждения каждого этапа процедуры.

Первым шагом обычно становится инициатива со стороны уполномоченного специалиста — в виде служебной записки с описанием причин невозможности проведения конкурентной процедуры. В документе указывается предполагаемый поставщик, обоснование способа закупки и ссылка на соответствующий пункт статьи 16 Закона.

Далее руководитель заказчика издает приказ о проведении закупки способом из одного источника. Этот приказ прикрепляется к годовому плану закупок при добавлении или редактировании позиции. Все основания, ссылки на нормы закона и обоснование также обязательно указываются в пояснении к плану.

После этого с поставщиком заключается договор о государственных закупках. На этом этапе важно удостовериться, что сумма, сроки, объем и условия соответствуют заявленным параметрам и допустимым основаниям. Если речь идет о закупке по итогам несостоявшейся процедуры, все действия происходят на веб-портале, включая приглашение и подписание проекта договора.

В течение 5 рабочих дней с момента подписания договора заказчик обязан сформировать и опубликовать отчет о закупке из одного источника. Этот документ должен содержать информацию о принявшем решение лице, основании для выбора способа закупки, поставщике, цене и иных существенных условиях договора.

Если закупка проводится по несостоявшейся процедуре (например, в рамках запроса ценовых предложений), то участник, получивший приглашение, должен дать ответ через портал в течение 2 рабочих дней. После получения согласия, заказчик формирует протокол итогов также в течение 2 рабочих дней. Превышение этих сроков считается нарушением установленного порядка.

Таким образом, даже при упрощенном характере, закупка из одного источника требует четкого соблюдения документационного порядка. Только в этом случае она будет признана правомерной и не вызовет претензий со стороны контролирующих органов.

Отчетность и прозрачность

Даже если закупка проводится без конкурса и напрямую — это не освобождает заказчика от обязанности обеспечить прозрачность и формальную отчетность. В 2025 году требования к оформлению и размещению отчета о закупке из одного источника стали более четкими и строго регламентированы.

После заключения договора заказчик обязан не позднее 5 рабочих дней разместить отчет о закупке из одного источника путем прямого заключения договора на веб-портале государственных закупок. Это обязательное требование предусмотрено для всех закупок, осуществленных по основаниям пункта 3 статьи 16 Закона.

В отчет включаются следующие сведения:

  • должностное лицо, принявшее решение о закупке;
  • ссылка на основание по Закону;
  • обоснование невозможности применения конкурентного способа;
  • сведения о выбранном поставщике;
  • обоснование цены договора;
  • основные условия закупки.

Размещение отчета осуществляется непосредственно заказчиком, через личный кабинет на веб-портале госзакупок. Отсутствие отчета или несвоевременное его размещение может быть квалифицировано как нарушение законодательства и повлечь административную ответственность.

Есть ряд исключений, при которых размещение отчета не требуется. Это касается закупок, сведения о которых:

  • составляют государственные секреты;
  • содержат служебную информацию ограниченного распространения (СВОИ), определенную Правительством РК.

В таких случаях заказчик не обязан:

  • направлять приглашение потенциальному поставщику через портал;
  • размещать протокол об итогах закупки; публиковать отчет о заключенном договоре.

Однако и при таких закупках требуется оформление внутренней документации, подтверждающей правомерность выбора способа, основания для исключения из общего порядка и условия заключенного договора.

Таким образом, закупка из одного источника — это не «обход» системы, а отдельный способ закупки, требующий не меньшей ответственности и прозрачности со стороны заказчика, чем любые конкурентные процедуры.

Закупки из одного источника

Когда закупки из одного источника признаются несостоявшимися: Пояснения от специалистов Tenderbot

Несмотря на кажущуюся простоту, закупки из одного источника также могут быть признаны несостоявшимися. Это важно учитывать, особенно если вы планируете закупку по прямому договору или по итогам несостоявшихся конкурентных процедур.

Когда закупка считается несостоявшейся?

Согласно положениям нового Закона, закупка способом из одного источника признается несостоявшейся в следующих случаях:

  • Поставщик не соответствует квалификационным требованиям;
  • У него имеются ограничения на участие, указанные в статье 7 Закона (например, наличие налоговой задолженности или включение в реестр недобросовестных участников);
  • Потенциальный поставщик отказался от участия или не подписал договор в установленные сроки;
  • В случае закупки по несостоявшемуся запросу ценовых предложений — если не подано ни одного предложения или подана только одна заявка, но поставщик отказывается или не отвечает.

Что происходит дальше?

Если закупка признана несостоявшейся, это не означает автоматический выбор другого поставщика или переход к закупке по ИОППЗД (прямое заключение договора). Заказчик обязан повторно оценить ситуацию и:

  • либо объявить новую конкурентную процедуру, если основания для применения ИО отсутствуют;
  • либо перейти к закупке из одного источника, если такой переход прямо допускается законом (например, при повторной несостоявшейся закупке способом ЗЦП или конкурса — в зависимости от причин);
  • либо внести изменения в годовой план и изменить способ закупки — но только если это соответствует установленным нормам.

Важно помнить: Переход к закупке по ИОППЗД возможен только при наличии законного основания из пункта 3 статьи 16. Даже если конкурс не состоялся, это не дает права напрямую заключать договор, если данная ситуация не подпадает под исключения, указанные в законе.

Рекомендация от команды Tenderbot: Перед принятием решения о повторной закупке или переходе к ИОППЗД всегда проверяйте, есть ли надлежащее основание. Документируйте каждый шаг, вовремя оформляйте протоколы и соблюдайте сроки. Это поможет избежать нарушений и последующего аннулирования результатов закупки.

Заключение

Закупки из одного источника остаются важным инструментом в системе государственных закупок Республики Казахстан. Они позволяют государственным заказчикам действовать оперативно в нестандартных ситуациях — будь то чрезвычайные обстоятельства, отсутствие конкуренции или защита исключительных прав. Однако в 2025 году правила проведения таких закупок стали жестче: требуется четкое обоснование, соблюдение сроков, документальное подтверждение и соблюдение всех процедур, включая размещение отчетов. Несоблюдение этих требований может повлечь за собой признание закупки недействительной, а также административную ответственность для должностных лиц.

Команда Tenderbot.kz, лауреата премии «Выбор страны 2022», ежедневно помогает участникам закупок отслеживать изменения законодательства, подбирать тендеры и оформлять заявки. Мы выступаем за честные и прозрачные закупки и готовы быть вашим надежным партнером на каждом этапе — от поиска закупки до заключения контракта.