1 июля 2024 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Закон "О государственных закупках". Новый закон о закупках который вступит в силу 1 января 2025 года направлен на оптимизацию процедур закупочного процесса, повышение качества закупаемых товаров, работ и услуг, усиление ответственности участников госзакупок и развитие конкуренции. Этот закон вносит значительные изменения в процедуры государственных закупок и устанавливает новые правила для частного сектора . В данной статье мы рассмотрим ключевые положения нового закона и их влияние на бизнес.
Основные Положения Закона
- Повышение качества закупаемых товаров, работ, услуг
- Упрощение и сокращение сроков закупочного процесса
- Дальнейшая автоматизация процедур и развитие неценовых критериев
- Усиление ответственности участников государственных закупок
- Новый механизм обжалования
- Создание Единой платформы по закупкам.
Закон вводится в действие с 1 января 2025 года.
1. Обновлен механизм рассмотрения жалоб, пересмотрена роль Министерства финансов, как контролирующего органа.
В целях оперативного проведения закупок, предоставления больших полномочий заказчикам, а также исключения затягивания процедур закупок: теперь жалобы не контралирует ДВГА, а сразу будут рассматриваться непосредственно самим организатором закупок.
2. В целях сокращения сроков проведения процедур закупок прямо установленные в законе сроки перенесены на уровень правил осуществления госзакупок.
3. Пересмотрены основания признания госзакупок несостоявшимися для упрощения процедур и исключения коррупционных рисков.
Если ранее они могли признаваться несостоявшимися, когда в них участвовал только 1 поставщик, то теперь допускается заключать договор с таким поставщиком в случае признания его соответствующим квалификационным требованиям.
4. Упростить процедуру закупок из одного источника:
- товары до 100 МРП (369,2 тыс. тенге),
- работ и услуг до 500 МРП (1,846 млн тенге).
- Для сельских акиматов порог приобретения таких товаров, работ и услуг увеличен с 3 000 до 4 000 МРП (14,7 млн тенге).
Также установлен возможность приобретения из одного источника товаров, работ и услуг, необходимых для предотвращения чрезвычайных ситуаций (сейчас только для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций).
5. Упрощен порядок закупок научными организациями.
Закупки научно-исследовательских институтов и организаций высшего и (или) послевузовского образования для выполнения научных исследований и научных работ будут осуществляться по Правилам, утверждаемым Министерством науки и высшего образования.
6. Внедрен реестр потенциальных поставщиков, который позволит осуществлять закупки среди тех, кто имеет положительную репутацию, и выбирать поставщиков с комбинированием ценовых и качественных критериев по всем видам закупок.
Хотим отметить, что в новом законе прежнее разнообразие видов конкурса сведено к одному: конкурсу с использованием рейтингово-балльной системы. Госзакупки в трех видах деятельности уже в действующем законодательстве переведены на автоматический режим: это проектирование, строительство и технадзор. Теперь этот порядок будет распространен и на другие сферы.
Информация о поставщике будет формироваться путем широкого использования данных информсистем госорганов (опыт работы, финустойчивость, отсутствие налоговых задолженностей, размещение финотчетности в открытом доступе и др.). То есть именно начисленные баллы, а не просто наименьшая цена, определят в итоге выбор поставщика.
7. Законом установлена возможность заключения договора о строительстве под «ключ», предметом которого являются комплексные работы по строительству объекта с установлением ответственности одного поставщика на всех этапах реализации.
8. Внедрены так называемые «устойчивые госзакупки», основанные на приобретении товаров, работ и услуг с учетом социальных, экономических и экологических аспектов.
9. В целях усиления ответственности поставщиков:
Внедрена возможность общественного мониторинга госзакупок и установлен запрет для участия в госзакупках потенциального поставщика, руководитель или учредитель, которого ранее совершили коррупционные правонарушения, к госзакупкам также не будут допущены потенциальные поставщики, имеющие просроченную задолженность по заработной плате. Вместе с тем сокращены предельные объемы работ и услуг, передаваемые поставщиком субподрядчикам (соисполнителям) для выполнения работ либо оказания услуг – с 50% до 30%.
10. Закон направлен на развитие конкуренции:
Законодательно установлена возможность перевода на единую платформу закупок всех государственных и квазигосударственных организаций - веб-портал госзакупок. На первом этапе будут сохранены текущие закупочные площадки и проведена интеграция для сбора и отображения детальной информации по закупкам.
Помимо этого, исключен способ закупа через товарные биржи, а закупки из одного источника путем прямого заключения договора с конкретным поставщиком, определенным Правительством, теперь будут осуществляться в исключительных случаях, когда это необходимо для реализации критически важных объектов и проектов общестранового значения.
Также в целях поддержки отечественных товаропроизводителей Министерством финансов будет утвержден отдельный перечень ТРУ, которые будут закупаться исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства.
11. Аукцион проводится после рассмотрения заявок на участие:
Закупки способом аукциона осуществляются в режиме реального времени на веб-портале, при этом аукцион проводится на один лот после рассмотрения заявок на участие в аукционе потенциальных поставщиков на предмет их соответствия квалификационным требованиям и требованиям аукционной документации в порядке, определенном правилами осуществления государственных закупок.
Заключение
Закон «О государственных закупках» в действующей редакции состоит из 52 статей, а Новый закон о закупках состоит из 29 статей, тем самым значительно сократили. Возможно новый закон это важный шаг на пути к модернизации и улучшению системы государственных закупок. Он направлен на повышение прозрачности, поддержку местных производителей и снижение бюрократии. Однако успешная реализация положений закона потребует активного участия и адаптации со стороны бизнеса, от качества подзаконных актов, в первую очередь от Правил осуществления государственных закупок. На данный момент мы ждем официального опубликования Закона и Правил Государственных закупок. И важно отметить что, в долгосрочной перспективе эти изменения могут привести к значительному улучшению деловой среды и созданию более справедливого и конкурентного рынка.