
Закупка по результатам мониторинга цен — это форма приобретения товаров, работ или услуг государственными заказчиками на основании анализа рыночных цен, без проведения конкурсных или аукционных процедур. Такой механизм используется в ограниченных случаях, когда объем закупки невелик или необходима оперативная покупка, а также когда проведение полноценного тендера экономически или организационно нецелесообразно.
На 2025 год данный способ закупок регламентируется Законом Республики Казахстан «О государственных закупках» (№ 106-VIII ЗРК) и подзаконными актами, определяющими порядок проведения мониторинга, обоснования цены и документирования процедуры.
Суть и цель
Цель закупки по результатам мониторинга цен — обеспечить:
- оперативность в приобретении товаров/услуг малой стоимости;
- соответствие рыночным условиям (во избежание переплат);
- минимальные административные издержки;
- прозрачное обоснование цены без необходимости организации конкурса или аукциона.
Такая форма закупки применяется преимущественно в бюджетных организациях при приобретении стандартных, типовых товаров или при срочной необходимости.
Основания для применения
Закупка по мониторингу цен применяется при следующих условиях:
- стоимость закупки не превышает установленный законодательством порог (например, 1 000 МРП — актуальный размер уточняется ежегодно);
- закупаемые товары/услуги широко доступны на рынке и легко сопоставимы;
- отсутствуют признаки сложной или уникальной продукции;
- не осуществляется дробление закупки с целью обхода порога конкурентных процедур.
Процедура закупки
Порядок закупки по мониторингу цен включает несколько обязательных этапов:
- Формирование потребности — заказчик определяет, что требуется закупить.
- Проведение мониторинга — анализируются не менее 3 актуальных предложений от разных поставщиков (с сайтов, прайс-листов, коммерческих предложений и др.).
- Формирование обоснования цены — выбирается средняя или наименьшая цена, прилагаются документы, подтверждающие анализ.
- Выбор поставщика — выбирается контрагент, предложивший наилучшие условия (не обязательно самый дешёвый, если есть обоснование).
- Заключение договора — договор оформляется с обязательной публикацией сведений на портале госзакупок.
Документальное оформление
Обязательными документами при закупке на основе мониторинга являются:
- служебная записка или обоснование потребности;
- сканы или ссылки на минимум 3 коммерческих предложения (включая дату и источник);
- расчёт средней или наиболее выгодной цены;
- договор с поставщиком и акт выполненных работ (по завершении).
Все данные должны храниться в архиве организации и предоставляться по запросу проверяющим органам.
Ограничения и запреты
Не допускается использование мониторинга цен в следующих случаях:
- для закупок, подлежащих обязательному проведению конкурса/аукциона по сумме;
- при приобретении сложных, специализированных или эксклюзивных товаров;
- если выявлены признаки искусственного дробления закупки;
- если предложения получены от аффилированных или недостоверных компаний.
Контроль и ответственность
Заказчики несут ответственность за корректность проведения мониторинга, а именно:
- использование достоверных и актуальных данных;
- отсутствие манипуляций с предложениями (фиктивные поставщики, завышенные цены);
- обоснованность выбора конкретного поставщика;
- соответствие итоговой цены рыночной ситуации.
В случае нарушений возможно возбуждение дисциплинарного, административного или антикоррупционного производства.
Заключение
Закупка по результатам мониторинга цен — это простой и быстрый способ приобретения товаров и услуг, при этом он требует высокой добросовестности со стороны заказчика. При правильном использовании этот механизм позволяет сэкономить бюджет, избежать затяжных процедур и оперативно обеспечить нужды организации. Однако при злоупотреблении — может стать инструментом непрозрачных и неэффективных расходов, за что предусмотрена персональная ответственность.