
Естественная монополия — это экономическая ситуация, при которой производство товаров или оказание услуг наиболее эффективно осуществляется единственным поставщиком, а наличие конкуренции в данной сфере невозможно или экономически нецелесообразно. В условиях Республики Казахстан естественные монополии регулируются государством и играют ключевую роль в обеспечении населения и бизнеса жизненно важными услугами, такими как водоснабжение, электро- и теплоснабжение, железнодорожные перевозки и др.
В системе государственных закупок статус естественной монополии имеет прямое значение, поскольку он может являться основанием для проведения закупки у единственного источника — без конкурса или аукциона, в рамках исключения, предусмотренного законодательством.
Правовая база
На 2025 год деятельность субъектов естественных монополий в Казахстане регулируется следующими актами:
- Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях»;
- Закон «О государственных закупках»;
- Единый реестр субъектов естественных монополий и регулируемых рынков;
- Приказы и разъяснения уполномоченного органа (Министерства национальной экономики и Министерства финансов РК).
Список организаций, признаваемых субъектами естественной монополии, формируется и публикуется Комитетом по регулированию естественных монополий.
Примеры сфер естественной монополии
К числу типичных сфер, где действуют субъекты естественной монополии, относятся:
- Водоснабжение и водоотведение (водоканалы);
- Передача и распределение электроэнергии и тепла;
- Газоснабжение (магистральные и распределительные сети);
- Железнодорожная инфраструктура;
- Аэропортовые и портовые услуги;
- Техническое обслуживание инфраструктуры связи общего пользования.
Особенностью таких сфер является высокая стоимость инфраструктуры, неделимость системы и невозможность создания параллельных сетей по экономическим причинам.
Закупки у субъектов естественной монополии
При необходимости заключения договора на услуги или поставку от субъекта естественной монополии, государственные заказчики вправе применять закупку из одного источника. Это исключение допускается, если:
- услуги или товар находятся в перечне естественно-монопольных;
- исполнитель включён в соответствующий государственный реестр;
- цена регулируется государством (тариф одобрен уполномоченным органом);
- отсутствуют альтернативные поставщики в регионе или по техническим причинам.
В таких случаях закупка проводится без объявления конкурса, с обязательным размещением информации и документов на портале госзакупок.
Особенности ценообразования
Цены (тарифы) субъектов естественных монополий регулируются государством. Они устанавливаются на основе:
- заявок компании на покрытие обоснованных расходов;
- тарифной сметы и инвестиционных программ;
- согласования с Комитетом по регулированию естественных монополий;
- публичных слушаний и оценки заинтересованных сторон.
Госзаказчики не вправе торговаться с субъектом естественной монополии по тарифам, но обязаны проверять наличие утверждённого тарифа и соблюдение всех процедур заключения договора.
Контроль и ответственность
Несмотря на исключительный статус, субъекты естественных монополий подлежат государственному контролю в части:
- прозрачности условий договоров;
- соответствия объёмов и тарифов утверждённым нормативам;
- целевого использования средств и исполнения обязательств;
- качества предоставляемых услуг.
Заказчики, в свою очередь, обязаны документально обосновывать необходимость закупки именно у субъекта естественной монополии, а также публиковать договоры в электронной системе.
Заключение
Естественные монополии — важный элемент инфраструктуры Казахстана и стабильного функционирования государственных и социальных учреждений. Их особый правовой статус позволяет организовать эффективные, бесперебойные и экономически обоснованные закупки, при этом сохраняя контроль со стороны государства. В контексте закупок знание границ и условий работы с такими поставщиками позволяет заказчикам избежать нарушений и обеспечить соблюдение принципов законности и прозрачности.