Что изменилось в государственных закупках Казахстана с 2025 года

Рубрика:
Что изменилось в государственных закупках Казахстана с 2025 года
100 просмотров

Система государственных закупок играет ключевую роль в развитии экономики Казахстана, обеспечивая эффективное использование бюджетных средств и создавая условия для честной конкуренции среди поставщиков. Однако на протяжении последних лет участники рынка регулярно сталкивались с рядом проблем: затянутыми сроками процедур, недостаточной прозрачностью, сложностями в обжаловании решений и ограниченным доступом малого бизнеса к закупкам.

С 1 января 2025 года в Казахстане вступил в силу новый Закон «О государственных закупках», разработанный в соответствии с поручением Президента Республики Казахстан. Он заменил ранее действующую редакцию закона и стал основой масштабной реформы всей системы закупок.

Главные задачи, которые решает новое законодательство, — ускорение и упрощение процедур, повышение прозрачности всех этапов закупок, а также создание благоприятных условий для участия отечественных производителей и субъектов малого и среднего бизнеса. Изменения затрагивают как техническую сторону процессов (через модернизацию веб-портала госзакупок), так и регуляторную — от сроков подачи заявок до порядка рассмотрения жалоб.

Эта статья подробно разберет ключевые нововведения 2025 года и объяснит, что именно меняется для участников системы госзакупок.


Сокращение сроков на всех этапах закупки

Одним из центральных изменений, введенных новым законом, стало значительное сокращение сроков проведения закупочных процедур. Это решение направлено на повышение оперативности закупок, особенно в ситуациях, когда промедление влияет на выполнение государственных задач или реализацию социальных программ.

Основные изменения:

  • Обсуждение конкурсной документации: Ранее заказчики должны были предоставлять 5 рабочих дней на обсуждение документации, что часто замедляло запуск тендеров. Теперь срок сокращен до 2 рабочих дней, что позволяет быстрее переходить к следующему этапу — подаче заявок.
  • Прием заявок: Стандартный срок приема заявок уменьшен с 15 до 5 рабочих дней (не менее пяти рабочих дней со дня размещения протокола предварительного обсуждения проекта конкурсной документации). При этом, если конкурс проводится с использованием рейтингово-балльной системы (РБС), установлен еще более сжатый срок — 3 рабочих дня. Это особенно актуально для закупок, где требуется быстрое реагирование рынка.
  • Рассмотрение заявок и подведение итогов: Вместо 10 рабочих дней, теперь на анализ предложений поставщиков и принятие решения отводится 3 рабочих дня. Это делает сам процесс более динамичным и сокращает общее время между объявлением тендера и заключением договора.
  • Обжалование итогов и рассмотрение жалоб: Новым законом установлен четкий срок рассмотрения жалоб — 3 рабочих дня. Это касается как подачи жалобы, так и ее анализа. Такой подход исключает затягивание закупок на стадии оспаривания результатов.
  • Направление проекта договора победителю: После определения победителя закупки заказчик обязан направить ему проект договора в течение 3 рабочих дней, что ранее также занимало больше времени.

Для заказчиков это означает более гибкое и оперативное планирование. Для поставщиков — сокращение периода неопределенности и ускоренное принятие решений. В целом, такие изменения должны положительно сказаться на деловой активности в сфере госзакупок, особенно среди малого и среднего бизнеса, для которых сроки имеют критическое значение.


Новый порядок обжалования

Одним из существенных нововведений в рамках реформы госзакупок стал пересмотр порядка обжалования результатов тендеров. Ранее процесс рассмотрения жалоб проходил через уполномоченный орган, что часто затягивало закупочные процедуры и создавало административные барьеры как для поставщиков, так и для самих заказчиков.

С 2025 года ситуация изменилась: жалобы на итоги закупок теперь рассматриваются непосредственно организатором закупки, то есть тем государственным органом или учреждением, который проводил тендер.

Что изменилось:

  • Кто рассматривает жалобы: Вместо центрального уполномоченного органа (например, Комитета госдоходов или Министерства финансов), теперь ответственность за рассмотрение жалоб возложена на самого заказчика. Это снижает нагрузку на систему и ускоряет процесс.
  • Срок рассмотрения: На анализ и принятие решения по жалобе теперь отводится строго 3 рабочих дня. Это четкое и недопустимое к превышению ограничение, призванное исключить волокиту и затягивание процессов.
  • Цель изменений: Главная задача — обеспечить оперативность закупок и минимизировать риски затягивания тендера из-за длительных разбирательств. В условиях, когда многие закупки критичны по времени (например, закупка медикаментов, продуктов питания, стройматериалов), такая мера особенно актуальна.

Несмотря на то что процедура стала быстрее, это не означает снижения требований к обоснованности жалобы. Участникам закупок следует особенно тщательно готовить свои обращения, поскольку решение теперь принимает та же структура, которая проводила тендер, а значит — аргументы должны быть четкими, юридически корректными и подтвержденными документами.


Упрощение закупок малого объема

Закупки малого объема — важный инструмент для оперативного приобретения необходимых товаров, работ и услуг, особенно в регионах и на уровне небольших государственных учреждений. В 2025 году подход к таким закупкам был значительно упрощен и адаптирован к реальным потребностям заказчиков.

Основные изменения:

  • Закупка у одного источника стала возможной при следующих порогах:
    • Товары — до 100 МРП;
    • Работы и услуги — до 500 МРП. Это позволяет быстрее закрывать повседневные потребности без запуска полной конкурсной процедуры.
  • Для сельских акиматов установлены более высокие лимиты — до 4000 МРП. Это учитывает особенности удаленных и малочисленных населенных пунктов, где ограничено количество поставщиков, а потребности остаются постоянными.
  • Отменено требование обеспечения исполнения договора по таким закупкам. Это снижает нагрузку на поставщиков, особенно среди малого бизнеса, для которого заморозка средств на обеспечение может быть критичной.
  • Срок формирования отчета по закупке у одного источника сокращен до 5 рабочих дней, что также ускоряет закрытие сделки и завершение процедуры на портале.
  • Обновлены основания для применения закупки у одного источника, а также пересмотрен и актуализирован перечень заказчиков и поставщиков, имеющих право использовать этот способ. Это позволило учесть изменения в структуре государственного управления и особенности отдельных отраслей.

Упрощение закупок малого объема позволяет учреждениям действовать более гибко и рационально. А поставщикам — быстрее выходить на рынок с предложением без излишней бюрократии. В совокупности это способствует более эффективному освоению бюджетных средств и повышает экономическую активность, особенно на местах.


Поддержка малого и среднего бизнеса

Одной из ключевых задач реформы государственных закупок 2025 года стало расширение доступа малого и среднего предпринимательства (МСП) к бюджетным средствам. Новый закон предлагает целый ряд механизмов, направленных на то, чтобы именно частный сектор — особенно в регионах — стал активным участником закупочных процедур.

Основные меры поддержки:

  • Приоритетное право на участие в закупках до 50 000 МРП. С 2025 года госорганы обязаны предоставлять приоритет субъектам МСП при закупке товаров, работ и услуг на сумму до 50 000 МРП. Это означает, что в рамках этого лимита государственные заказчики в первую очередь должны ориентироваться на предложения от малого и среднего бизнеса.
  • Автоматическое отклонение заявок от организаций с государственным участием. При поступлении двух и более заявок от частных поставщиков, система автоматически отклоняет предложения от государственных учреждений и субъектов квазигосударственного сектора. Это исключает конкуренцию между частным бизнесом и структурами, финансируемыми из бюджета, и создает более честные и равные условия для предпринимателей.
  • Запрет аффилированности между поставщиками и заказчиками. Новый закон усилил контроль за конфликтом интересов. В случае выявления аффилированности между потенциальным поставщиком и заказчиком, участие в закупке будет признано недопустимым. Это касается как юридических лиц, так и их учредителей, а также членов комиссий.

Для малого и среднего бизнеса эти меры создают более предсказуемую и защищенную среду. Устранение конкуренции с государственными структурами, повышение шансов на выигрыш в закупках малого объема и запрет на участие связанных лиц усиливают доверие предпринимателей к системе и стимулируют их участие в тендерах.

Меры по развитию конкуренции и защиты добросовестных поставщиков

Для укрепления конкуренции и минимизации участия недобросовестных компаний в государственных закупках, с 2025 года внедрен ряд новых механизмов, регулирующих как оценку заявок, так и допуск участников к процедурам. Это направлено на защиту интересов честных поставщиков и обеспечение прозрачности закупок.

Основные изменения:

Мера Описание Цель/Эффект
Условные скидки: Территориальный признак Увеличена с 1% до 2% Преимущество поставщикам, зарегистрированным в том же регионе, где проводится закупка
Условные скидки: Отрицательные значения Увеличены с 0,1% до 0,2% Повышение точности и реалистичности ценовых предложений
Демпинговые пороги по видам закупок Установлены минимальные цены в процентах от суммы закупки (см. ниже) Исключение необоснованного занижения цен и некачественного исполнения договоров
Ограничение: задолженность по зарплате Поставщики с подтвержденной задолженностью не допускаются к участию Защита прав работников и исключение финансово нестабильных компаний
Проверка по ЕРД Автоматическая проверка не только поставщика, но и учредителей, субподрядчиков и членов консорциума Предотвращение участия компаний, находящихся под санкциями или судебными ограничениями
Проверка на аффилированность Отклонение заявок при наличии связи между поставщиком и заказчиком Исключение конфликта интересов и искусственного создания конкуренции

Демпинговые пороги по видам работ

Тип закупки Минимальный уровень демпинга
Строительно-монтажные работы 2% от суммы закупки
Средний ремонт автомобильных дорог 5%
Поставка товаров, оказание услуг, питание, технадзор 10%
Текущий ремонт зданий и сооружений 20%

Эти изменения делают систему более защищенной от манипуляций и создают реальные условия для честной конкуренции. Для добросовестных поставщиков это означает более предсказуемые и честные правила игры, где выигрыш зависит от качества и обоснованности предложения, а не от формального участия.


Прозрачность в строительных работах

Строительные и инфраструктурные проекты традиционно занимают значительную долю в общем объеме государственных закупок. Однако именно в этой сфере часто возникают вопросы к качеству исполнения, срокам и прозрачности расходования бюджетных средств. С 2025 года в рамках реформы предусмотрены новые механизмы общественного контроля за строительными работами.

Общественный мониторинг: что изменилось

  • Открытый доступ к графикам и отчетам. Все заказчики, проводящие строительные работы за счет бюджета, теперь обязаны:
    • размещать графики выполнения работ;
    • публиковать ежемесячные и итоговые отчеты об исполнении договоров;
    • вести прозрачную отчетность на веб-портале государственных закупок.
  • Это означает, что любой гражданин, журналист, общественный наблюдатель или представитель НПО сможет в режиме онлайн отслеживать, насколько подрядчик соблюдает сроки и объемы работ.
  • Возможность привлечения общественности. Новый закон предусматривает вовлечение общественности в контроль за исполнением строительных контрактов. Это может быть реализовано в форме:
    • взаимодействия с общественными советами при госорганах;
    • участия представителей гражданского сектора в проверках на местах;
    • публикации независимых оценок исполнения договоров.

Почему это важно:

Введение общественного мониторинга — это не формальность. Это реальный инструмент против некачественных подрядов и необоснованных трат. При участии независимых наблюдателей повышается ответственность всех сторон: как подрядчиков, так и государственных заказчиков.

Такая открытость позволяет вовремя выявлять отклонения от плана, реагировать на проблемы на раннем этапе и формировать доверие общества к использованию бюджетных средств.


Поддержка отечественных производителей

Развитие внутреннего производства и снижение зависимости от импорта — один из приоритетов государственной политики Казахстана. Новый закон «О государственных закупках», вступивший в силу с 1 января 2025 года, усилил меры по поддержке казахстанских производителей, особенно в стратегически важных отраслях.

Преференции для продукции казахстанского происхождения

Согласно новому порядку, товары, произведенные на территории Казахстана, получают преимущественное право при участии в государственных закупках. Это реализуется через условные скидки и преимущественное право выбора при прочих равных условиях среди участников.

Для поставщиков это означает, что даже при более высокой цене казахстанская продукция может выиграть конкурс, если соблюдены требования по происхождению и качеству.

Изъятия из национального режима

Для еще более эффективной поддержки отечественных компаний на веб-портале государственных закупок теперь можно применять изъятия из национального режима. Это механизм, позволяющий временно ограничить участие иностранных товаров в конкретных закупках.

Применение таких изъятий означает:

  • приоритет нацтоварам в определенных категориях;
  • исключение иностранных поставщиков из конкуренции, если закупаемый товар включен в утвержденный перечень. 

Такая мера дает локальным производителям возможность укрепиться на рынке и развивать производство без давления со стороны крупных зарубежных игроков.

Особые условия для IT и электронной продукции

Отдельное внимание в новом законе уделено информационным технологиям и продукции электронной промышленности — секторам с высоким потенциалом локализации.

С 2025 года:

  • заказчики при закупке таких товаров обязаны указывать коды ЕНСТРУ (Единая номенклатура товаров, работ и услуг), что позволяет системе автоматически идентифицировать, относится ли товар к перечню с преференциями;
  • для этих категорий применяются изъятия из национального режима, аналогично другим приоритетным отраслям;
  • при прочих равных условиях предпочтение отдается IT-решениям и оборудованию казахстанского происхождения.

Такие меры не только повышают спрос на локальную продукцию, но и создают долгосрочные стимулы для ее развития. Участие в госзакупках - это гарантированный рынок с понятными правилами, что особенно важно для высокотехнологичных и капиталоемких отраслей.


Заключение

Платформа Tenderbot.kz, как один из лидеров в сфере аналитики и сопровождения государственных и коммерческих закупок, предлагает участникам рынка современные цифровые инструменты, персональные консультации и обучение. Благодаря богатому опыту, широкой функциональности и ежедневному мониторингу всех тендерных площадок страны, Tenderbot помогает компаниям эффективно ориентироваться в новых правилах и успешно участвовать в закупках любого уровня.