Статья 5: изменения в законе о государственных закупках

Статья 5: изменения в законе о государственных закупках
72 просмотра

   Статья 5 о государственных закупках посвящена организационным моментам, к которым относится составление годового плана.

   В предыдущей редакции деление ТРУ (товары, работы, услуги) по однородным видам и месту их поставки зависело от способа закупок. Так, можно было в одном лоте указать несколько локаций.

Ø Ценовое предложение – без права объединения по месту поставки

Ø Аукцион – 2 объединения по месту поставки

Ø Конкурс – 5 объединений.

   В 2019 году норму унифицировали, таким образом, способ закупки не влияет на, скажем так, сортировку лотов. При составлении годового плана в обязательном порядке нужно делить ТРУ по однородным видам и месту их поставки (выполнения, оказания) за исключением:

·        Приобретения работ или услуг, предусматривающих комплекс взаимосвязанных видов работ и услуг.

·        Приобретение ТРУ по перечню, утвержденным уполномоченным органом.

·        В случае наличии не менее 5 мест поставок ТРУ допускается указание в лоте нескольких мест поставок товаров и оказания услуг.

 

 

   Кодекс административных нарушений предусматривает 14 штрафов, в число которых входит штраф за неразделение лота по однородности. Размер штрафа – 10 МРП.

 

      Следующий пункт, на который необходимо обратить внимание – это годовой план. Согласно старому законодательству заказчик обязан разместить на портале госзакупок РК годовой план в течение 5 рабочих дней. Данное положение дополнилось штрафной санкцией: с нарушителя будет взиматься штраф в размере 15 МРП за несвоевременное размещение.

 

   Как и прежде заказчики имеют право вносить изменения в план, но с некоторыми поправками. Заказчик может изменять или дополнять годовой план не более 2 раз в месяц. К исключениям относятся следующие случаи.

1. Осуществление государственных закупок государственными предприятиями, юридическими лицами, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними юридическими лицами

 

 

2. Исполнение предписаний, уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам контрольных мероприятий, в том числе по результатам камерального контроля

 

 

3. Распределение распределяемых бюджетных программ, а также при уточнении и корректировке бюджета

 

 

4. Принятие решения, предусмотренного подпунктом 1) части первой пункта 2 статьи 22 настоящего Закона

 

 

5. приобретения товаров, услуг, связанных с представительскими расходами

 

 

6. приобретения товаров, работ, услуг за счет экономии по итогам проведенных государственных закупок.

 

 

   В предыдущей редакции было всего лишь три исключения, теперь это число увеличилось до шести подпунктов. Рассмотрим последний из них, а именно тему дополнительных соглашений. Дело в том, что с 2019 года доп.соглашение можно делать только в пределах ЭКОНОМИИ, которая образовалась по конкретной закупке.

   Закон о государственных закупках РК гласит: при увеличении объема и сохранении изначальной цены разрешается заключать дополнительное соглашение. Представим, что заказчик подписал договор на 100 тыс.тг., а доп.соглашение на 1 млн.тг. Подобные действия не противоречили закону: у заказчика появились сумма, предусмотренная в плане, он добавил новый пункт и привязал его к договору. Теперь сумма, указанная в основном договоре, не должна превышать суммы доп.соглашения. Портал техническим путем будет просчитывать какой заказчик может внести дополнение. Например, вы организовали конкурс с начальной ставкой в 3 млн.тг. Лучшая цена поставщика – 2,7 млн.тг, в результате сделки вы сэкономили 300 тыс.тг. 300 тыс.тг. – вот та сумма, на которую вы можете рассчитывать при составлении доп.соглашения, если у вас возникла потребность повторить закупку через того же поставщика. Другими словами, дополнение возможно исключительно в этой конкретной закупке и ни в какой другой. Если подобной необходимости нет, вы просто-напросто перераспределяете средства.

   Последнее изменение в данной статье коснулось заказчиков, занимающихся строительной деятельностью. С 2019 года при осуществлении государственных работ обязательна загрузка проектно-сметной документации в годовой план с указанием аванса в 30%. Поэтому строительные организации должны тщательно просчитывать объемы, чтобы рассчитать скидку. В прошлой редакции аванс был добровольной нормой: заказчик в зависимости от своего бюджета устанавливал или не устанавливал аванс. Сейчас 30% – обязательное правило только в тех закупках, где есть проектно-сметная документация. Поставщик оставляет за собой право брать аванс или не брать – здесь изменений нет.


  Изменения в 5 статье касаются заказчика, тем не менее, знакомство с дополнениями пойдет на пользу и поставщику для заключения успешных сделок