Знаете ли вы, что неприятие заказчиком товара составляет самый большой процент среди судебных дел, связанных с государственными закупками РК. Это говорит о том, что поставщики после победы не способны поставить нужный товар.
В обязательства заказчика входит разработка
ü конкурсной документации,
ü проекта договора,
ü технической спецификации.
Среди всех регламентов самой важной составляющей является составление технической спецификации, ей должно уделяться максимальное количество внимания. Ведь именно опираясь на этот документ, заказчик будет принимать или отклонять товар победителя.
Бывают случаи, когда заказчик указывает несуществующие параметры изделий. В конкурсе или аукционе участники имеют право внести обоснованные изменения в требования. На это дается определенное количество времени. Подобная привилегия отсутствует для тех, кто участвует в закупках способом ценовых предложений. Отсюда следует, что само участие поставщика в «ценовке» подразумевает его полное согласие со всеми требованиями заказчика и возможностью их выполнить. Здесь для заказчика в качестве первостепенной важности выступает правильное составление тех.спецификации, а для поставщика – принять решение: надо ли мне здесь участвовать.
Таким образом, вне зависимости от ЭТП и способа закупок нужно в первую очередь вникнуть в тех.спецификацию. В большинстве своем поставщики сами себя доводят до критических ситуаций. Например, в требованиях указывается, что заказчик нуждается в телевизорах, диагональ экранов которых составляет 37 дюйма. Победитель в итоге поставляет ему 40-дюймовые экраны с мыслью о том, что экраны побольше у него точно примут. На деле все заканчивается печально. Поставщик собственноручно создает себе двойную проблему:
1) приобретенные телевизоры нужно кому-то как-то продать
2) где-то в короткие сроки нужно достать те, которые примет заказчик.
А что мешало поставщику сразу поставить запрашиваемый товар, чтобы «не уйти в минус»? Ответ очевиден: надежда на всеми любимый «авось». «Поставлю товар с другими характеристиками, авось прокатит». Неудивительно, что подобное отношение возникает у многих участников на фоне пропаганды легкого выигрыша в тендерах.
Вы, наверняка, уже обратили внимание, что речь идет исключительно о товарах. Дело в том, что спецификация в области работ и услуг содержит задание с возможными рекомендациями. Например, если вы предоставляете услуги по обучению, то в требовании вы обнаружите описание учебного помещения: наличия в нем столов, стульев, проектора и прочего. По этой причине проблемы с пониманием требований заказчика встречаются именно в товарах.
Будьте внимательны, осознанно подходите к закупкам и побеждайте!