Бизнес по франшизе в Казахстане

Рубрика:
Бизнес по франшизе в Казахстане
2421 просмотр

В данной статье от Tenderbot.kz рассказываем, что такое франшиза и каким Законом регулируется рассматриваемая деятельность на территории Казахстана.

 

Что такое франшиза?

Франшиза – это определенный объект договорных отношений, или же право производить деятельность под известным брендом и пользоваться его технологией ведения бизнеса.

Объектов франшизы может быть как один, так и несколько, как например: товарный знак, фирменное наименование, промышленный образец, образец, охраняемый авторским правом. Проще говоря, франшиза позволяет вести бизнес под брендом, имеющим определенную узнаваемость и известность, при своевременных отчислениях в виде установленных процентов от прямой прибыли оплате первоначального взноса.

Стороны-участники франшизы:

Франчайзер – компания-владелец бренда, которая готова предоставить право пользования своим именем за определенную плату.

Франчайзи – сторонняя компания/предприниматель, которой франчайзер предоставляет права на пользование его бренда.

Франчайзинг — это схема бизнес - отношений между франчайзером и франчайзи.

Как выглядят работа франчайзинга?

  1. Франчайзером самостоятельно и за свой счет исследуется рынок, создается продукт или услуга (к примеру, кофейня Sturbucks которая имеет собственный, оригинальный стиль, обслуживание итд. Компания работает над узнаваемостью и хорошей репутацией своего бренда, иными словами над «бренд-нэймингом».
  2. Когда компания убеждается в успешности бизнес-стратегии, запускается процесс предложения предпринимателям-франчайзи попробовать работать в этой сфере.
  3. Франчайзи – компания/предприниматель, что приобретает права на бизнес-схему у франчайзера, получает все виды поддержки, к примеру: маркетинговая стратегия, рекламно-информационные материалы, поставку сырья, обучение персонала и прочее.

Франчайзинг в РК

В Казахстане франчайзинг получил свое начало в 1994 году с появления завода «Coca-cola». Франчайзинг в РК регулируется Законом РК от 24 июня 2002 года № 330-II «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)».

Франшиза в Казахстане оформляется в виде договора коммерческой концессии, что необходимо зарегистрировать в государственных органах. Данный путь не самый быстрый и практичный (подобный договор в одностороннем порядке нельзя расторгнуть).

На сегодняшний день популярностью пользуется «дилерский» стандартный договор, что оформляется за один день и в онлайн формате (ст. 152 ГК РК). Договор предусматривает все обязательства франчайзера по передаче товаров, услуг, помощи в запуске проекта, последующему сопровождению, передаче названия и прочее.