Закон о государственных закупках

ОСНОВНЫЕ УСТАНОВКИ

 

Статья 1. Область применения данного Закона

 

Данный Закон регулирует отношения, касающиеся приобретения товаров, выполнения работ и предоставления услуг, необходимых для поддержания деятельности, а также осуществления государственных функций или уставной деятельности заказчика, с исключением следующего:

 

  1) услуг, получаемых от физических лиц на основании трудовых договоров;

  2) услуг, получаемых от физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, на основании договоров на возмездное оказание услуг;

  3) услуг, связанных с покрытием расходов командировок;

  4) государственного задания и товаров, работ, услуг, приобретаемых для его выполнения в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан;

  5) вносимых взносов (вкладов), включая в уставный капитал юридических лиц.

6)товаров, работ и услуг, закупаемых национальными управляющими холдингами, национальными холдингами, национальными управляющими и национальными компаниями, а также их аффилированными организациями, Национальным Банком Республики Казахстан, его подразделениями, организациями, входящими в его систему, и компаниями, в которых более пятидесяти процентов акций или долей участия принадлежит Национальному Банку или находится под его управлением, включая их аффилированные организации;

 

7)товаров и продукции для военных и двойных целей, работ и услуг военного назначения, составляющих часть государственного оборонного заказа;

8) товаров, работ и услуг, закупаемых специализированной организацией, занимающейся повышением качества кредитных портфелей банков второго уровня, в рамках деятельности, определённой пунктом 2 статьи 5-1 Закона Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности";

9) товаров, работ и услуг, закупаемых для реализации инвестиционных проектов, финансируемых международными организациями, к которым принадлежит Республика Казахстан. Закупки для проектов, полностью или частично финансируемых иностранными банками, осуществляются в соответствии с их правилами при условии соблюдения следующих критериев:

 

  • иностранный банк обладает долгосрочным кредитным рейтингом в иностранной валюте на уровне не ниже "А-" по классификации Standard & Poor's или имеет сопоставимый рейтинг от другого рейтингового агентства;

  • финансирование проекта на более чем пятьдесят процентов предоставляется иностранными банками;

  • инвестиционный проект реализуется государственными предприятиями или юридическими лицами, в которых более пятидесяти процентов голосующих акций (долей в уставном капитале) находится в собственности государства, включая аффилированные с ними организации;

  • реализация инвестиционного проекта не подразумевает необходимости в государственной гарантии и не предполагает залога имущества заёмщика.

Примечание. Статья 1 была изменена согласно законам РК от 27.02.2017 № 49-VI (вступает в силу через десять календарных дней после дня её первого официального публикования); от 26.12.2018 № 202-VI (вступает в силу с 01.01.2019); от 18.03.2019 № 237-VI (вступает в силу через двадцать один календарный день после дня её первого официального публикования).

 

Статья 2. Ключевые термины, применяемые в данном Законе

 

В этом Законе применяются следующие ключевые термины:

 

  1) неверная информация – неправдивые данные, представленные в заявлении потенциального поставщика для участия в тендере (аукционе), а также любые исправления, которые искажают реальное содержание и не отражают фактическую информацию, представленную потенциальным поставщиком;

 

  1-1) шаг аукциона – финансовый диапазон, на который уменьшается стоимость объекта аукциона;

 

  2) потенциальный поставщик – индивидуальный предприниматель, юридическое лицо (кроме государственных учреждений, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан), временное партнерство юридических лиц (консорциум), стремящиеся к подписанию контракта на государственные закупки. Индивидуальный предприниматель, не занимающийся предпринимательской деятельностью, может стать потенциальным поставщиком в случае, если заказчики приобретают жильё, находящееся в частной собственности такого лица;

 

  3) аффилированное лицо потенциального поставщика – любое физическое или юридическое лицо, способное влиять на принимаемые решения потенциальным поставщиком или имеющее возможность определять их, включая на основании письменного соглашения, а также любое лицо, в отношении которого потенциальный поставщик обладает аналогичными правами;

 

  4) начальная цена – цена, заявленная потенциальным поставщиком до начала аукциона, указанная в заявлении на участие в аукционе, которая не должна быть меньше установленной стоимости объекта аукциона более чем на пять процентов;

 

4-1) квалификационный орган – юридическое лицо, назначенное уполномоченным органом для проведения предварительного отбора потенциальных поставщиков и составления списка квалифицированных кандидатов;

  • товары, работы, услуги одного вида – это товары, работы, услуги, которые не являются полными дубликатами, но обладают аналогичными свойствами и состоят из похожих компонентов, что делает их способными выполнять те же функции;

  • аффилиированные лица государственных компаний и организаций, контролируемых государством на 50 и более процентов по акциям или долям в капитале – это организации, в которых 50 и более процентов акций или долей прямо или косвенно принадлежит государственным компаниям или организациям, контролируемым государством на уровне 50 и более процентов. Косвенное владение подразумевает, что каждое следующее аффилированное лицо владеет 50 и более процентами акций или долей другой организации;

  • исключен из Закона Республики Казахстан от 26.12.2018 № 202-VI (вступает в силу с 01.01.2019);

  • работы – это вид деятельности, приводящий к материальному результату, а также любая другая деятельность, отнесенная к категории работ в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

8-1) согласительная комиссия – это орган, создаваемый заказчиком в соответствии с данным Законом на постоянной основе для рассмотрения жалоб потенциальных поставщиков, включенных в реестр недобросовестных участников государственных закупок за отказ от подписания контракта на государственные закупки;

  • ценовое предложение в конкурсе – это цена, предложенная потенциальным поставщиком для участия в государственных закупках через конкурс, приложенная к документам для участия в конкурсе;

  • конкурсная комиссия (аукционная комиссия) – это группа лиц, сформированная организатором государственных закупок для организации и проведения процедур государственных закупок посредством конкурса (аукциона) в соответствии с данным Законом. Эта комиссия должна состоять из нечетного числа членов, но не менее трех.

 

11) Тендерная (аукционная) документация – это набор документов, которые предоставляются потенциальным поставщикам для составления предложения о участии в тендере (аукционе). Эти документы включают требования к предложениям, а также условия и процедуру проведения государственных закупок через тендеры (аукционы).

12) Услуги – это вид деятельности, целью которой является удовлетворение потребностей клиента без создания материального продукта.

13) Резидентами Республики Казахстан считаются казахстанские граждане, включая тех, кто временно находится за рубежом или служит за границей, за исключением лиц с разрешением на постоянное проживание за границей, полученным в соответствии с законодательством другой страны; иностранные граждане и лица без гражданства с разрешением на постоянное проживание в Казахстане; юридические лица, зарегистрированные по законам Казахстана и находящиеся на его территории, включая их филиалы и представительства как внутри страны, так и за ее пределами; а также дипломатические и официальные представительства Казахстана за рубежом.

14) Государственные закупки – это процесс, посредством которого заказчики приобретают товары, работы и услуги, финансируемый частично или полностью за счет бюджетных средств, выделенных из образовательного фонда или собственных доходов, кроме доходов от международных аэропортов за услуги, оказанные нерезидентам.

15) Веб-портал государственных закупок – это информационная система, управляемая государственным органом, предоставляющая унифицированный доступ к электронным сервисам, связанным с государственными закупками.

16) Единый организатор государственных закупок – это юридическое лицо, назначенное Правительством Республики Казахстан, местными исполнительными органами на уровне областей, городов республиканского значения, столицы или районов для реализации процедур централизованных государственных закупок.

16-1) Нормирование государственных закупок – это процесс установления стандартов для закупаемых товаров, работ и услуг, включая утверждение физических нормативов в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.

17) Идентификационный код государственной закупки – это уникальный номер, присваиваемый каждой государственной закупке или лоту, содержащий информацию обо всех этапах закупочного процесса.

 

18) Процесс организации и проведения государственных закупок включает в себя серию последовательных и взаимосвязанных шагов, выполняемых организатором госзакупок и соответствующей комиссией в соответствии с законодательством, с целью заключения контракта с выбранным поставщиком.

18-1) Организатор государственных закупок – это лицо или подразделение, действующее от имени учредившего его юридического лица, которое занимается организацией и осуществлением процесса государственных закупок согласно определенному законодательству.

19) Участники системы государственных закупок охватывают потенциальных и текущих поставщиков, заказчиков, организаторов и единых организаторов госзакупок, единых операторов в этой области, уполномоченный регулирующий орган и экспертов.

20) Единый оператор в области государственных закупок – это юридическое лицо, назначенное уполномоченным органом, чьим единственным владельцем акций (доли в уставном капитале) является государство.

21) Уполномоченный орган в сфере государственных закупок – это государственная структура, отвечающая за руководство и надзор в сфере госзакупок.

21-1) Электронный депозитарий в области государственных закупок – это электронная база данных, содержащая информацию и документы, подтверждающие опыт работы потенциальных поставщиков, созданная на государственном веб-портале закупок согласно установленным правилам.

22) Контракт о государственных закупках – это гражданско-правовое соглашение, заключенное через веб-портал государственных закупок между заказчиком и поставщиком и подтвержденное электронными подписями, кроме случаев, исключенных законом.

22-1) Рамочное соглашение – это предварительное соглашение, заключенное между единым организатором госзакупок или организатором и потенциальными поставщиками по итогам централизованных госзакупок, с целью последующего формирования контрактов о государственных закупках между заказчиком и участниками рамочного соглашения.

23) Предписание – это обязательный к исполнению документ, выданный уполномоченным органом объектам контроля для исправления обнаруженных нарушений законодательства о государственных закупках и устранения причин, способствующих этим нарушениям, включая применение мер ответственности к нарушителям.

23-1) Офтейк-контракт – это договор между заказчиком и потенциальным поставщиком о гарантированной покупке товаров, которые будут произведены в будущем.

 

24) Поставщиком считается индивидуальный предприниматель, юридическое лицо (кроме государственных организаций, если законодательство Республики Казахстан не предусматривает иное), или временное объединение юридических лиц, такое как консорциум, действующее в роли стороны по договору о государственных закупках с заказчиком. Лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут выступать в роли поставщиков при покупке недвижимости в частной собственности для нужд заказчика.

 

25) Экспертная комиссия представляет собой коллективный орган, который формируется организатором государственных закупок или заказчиком и включает в себя экспертов. Её задачи включают разработку технического задания и/или технических спецификаций для закупаемых товаров, выполнения работ или оказания услуг, а также подготовку экспертных заключений о соответствии предложений от потенциальных поставщиков установленным техническим спецификациям.

 

26) Экспертом является физическое лицо с специализированными и/или техническими знаниями, опытом и квалификацией в сфере государственных закупок, подтверждаемыми соответствующими документами, такими как дипломы, сертификаты и другие подтверждающие документы. Эксперты привлекаются организаторами государственных закупок или заказчиками для участия в создании технических заданий и/или спецификаций товаров, работ, услуг и подготовки заключений о соответствии предложений поставщиков техническим спецификациям.

 

27) Заказчиками выступают государственные органы, учреждения и предприятия, а также юридические лица, контролируемые государством через владение 50% и более голосующих акций или долей в уставном капитале, включая их аффилированные структуры, за исключением следующих категорий:

  • Национальные управляющие и холдинговые компании, национальные управляющие компании и национальные компании, а также юридические лица, связанные с ними;

  • Национальный Банк Республики Казахстан, его подразделения и структурные организации, а также юридические лица, большинство акций или долей которых принадлежит Национальному Банку Республики Казахстан или находится под его управлением, включая аффилированные с ним структуры;

  • Государственные предприятия в форме имущественных комплексов и юридические лица, где государство владеет более 50% акций или долей, переданные в доверительное управление частным лицам или негосударственным организациям с возможностью последующего выкупа.

28) Товары определяются как объекты (вещи), включая полуфабрикаты и сырье, независимо от их агрегатного состояния (твердое, жидкое, газообразное), а также электрическая и тепловая энергия, объекты интеллектуальной собственности и связанные с ними вещные права, которые могут быть предметом купли-продажи согласно законодательству Республики Казахстан.

29) Информационная система цен на товары, работы и услуги представляет собой подсистему в рамках веб-портала государственных закупок, включающую данные о минимальных, средних и максимальных ценах на различные товары, работы и услуги, сформированные на основе результатов государственных закупок.

30) Справочник товаров, работ и услуг является организованным каталогом кодов для товаров, работ и услуг, установленным властями для целей государственных закупок, облегчая их проведение.

31) Национальный режим обозначает политику, которая обеспечивает иностранным товарам, работам, услугам и поставщикам равные возможности для участия в государственных закупках наравне с местными поставщиками, при условии, что такой подход поддерживается международными соглашениями, одобренными Республикой Казахстан.

31-1) Форматно-логический контроль представляет собой набор программных мер, реализованных на веб-портале государственных закупок, целью которых является гарантирование соблюдения законодательства Республики Казахстан о государственных закупках пользователями портала.

32) Условная цена означает цену, скорректированную с применением критериев оценки, указанных в конкурсной документации, к ценовому предложению участника. Эта цена используется исключительно для оценки и сравнения предложений с целью определения победителя конкурса.

33) Электронный кошелек – это счет, принадлежащий потенциальным или фактическим поставщикам, управляемый оператором системы государственных закупок для фиксации финансовых транзакций поставщика, включая внесение средств на его банковский счет, открытый в уполномоченном бюджетном органе согласно установленным правилам. Эти операции охватывают:

  • гарантирование участия в тендерах, аукционах и запросах предложений;

  • обеспечение выполнения контрактов по государственным закупкам;

  • предоставление авансов, если это предусмотрено контрактом;

  • внесение платежей в соответствии с Законом, если требуется.

34) Электронный магазин – это централизованная информационная система, созданная оператором государственных закупок и интегрированная с веб-порталом госзакупок, где квалифицированные поставщики могут размещать информацию о своих товарах и ценах в соответствии с критериями, установленными уполномоченным органом.

35) Электронный каталог товаров – это часть информационной системы веб-портала государственных закупок, разработанная для создания стандартизированных описаний товаров, чтобы облегчить их автоматическую идентификацию при закупках.
 

Примечание. В статью 2 были внесены изменения на основании законодательных актов Республики Казахстан: № 161-VI от 20.06.2018 (вступает в силу после прошествия десяти календарных дней с момента официальной публикации); № 202-VI от 26.12.2018 (смотрите статью 6 для порядка вступления в силу); № 72-VII от 15.11.2021 (начинает действовать с 01.01.2022); № 177-VII от 30.12.2022 (становится действительным через десять календарных дней после даты его первой официальной публикации).

 

Статья 3. Правовые основы государственных закупок в Республике Казахстан

  1. Законодательная база Республики Казахстан, регулирующая государственные закупки, устанавливается в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и включает в себя положения Гражданского кодекса Республики Казахстан, данного Закона и других регулирующих документов Республики Казахстан.

  2. В случае, когда международное соглашение, одобренное Республикой Казахстан, содержит положения, отличающиеся от предписанных данным Законом, применяются нормы указанного международного соглашения.

Статья 4. Основные принципы проведения государственных закупок

 

Процесс государственных закупок строится на следующих основах:

  1. целесообразное и эффективное использование финансовых средств, выделенных на государственные закупки;

  2. обеспечение равных условий для всех потенциальных поставщиков при участии в государственных закупках, за исключением случаев, оговоренных в данном Законе;

  3. честная конкуренция между участниками закупок без допущения сговоров;

  4. прозрачность и открытость процесса государственных закупок, с учетом защиты коммерческой тайны поставщиков до момента завершения закупок;

  5. поддержка национальных производителей товаров и поставщиков услуг и работ в рамках, не противоречащих ратифицированным международным соглашениям Республики Казахстан;

  6. ответственность участников процесса государственных закупок;

  7. исключение любых форм коррупции;

  8. фокус на приобретение инновационных и высокотехнологичных продуктов, работ и услуг;

  9. уважение прав на интеллектуальную собственность, включенную в закупаемые товары.

Примечание: Статья 4 была изменена согласно законам РК от 20.06.2018 № 161-VI (вступает в силу через десять календарных дней после дня официальной публикации); от 15.11.2021 № 72-VII (вступает в силу с 01.01.2022).

 

Статья 5. Этапы процедуры государственных закупок

В процедуру государственных закупок входят следующие шаги:

  • подготовка и одобрение ежегодного плана государственных закупок (включая его предварительный вариант);

  • отбор поставщика и подписание контракта на государственные закупки;

  • выполнение условий контракта по государственным закупкам.

Основываясь на соответствующем бюджете (плане развития), средствах, выделенных из Фонда поддержки инфраструктуры образования согласно законодательству Республики Казахстан, или на индивидуальном плане финансирования, заказчик составляет и одобряет ежегодный план государственных закупок согласно установленным правилам и форматам государственных закупок.

После получения положительного заключения от соответствующей бюджетной комиссии, заказчик имеет право на составление и утверждение предварительного ежегодного плана государственных закупок до окончательного одобрения (корректировки) соответствующего бюджета.

Заказчики, которые являются государственными предприятиями или юридическими лицами с долей государства более пятидесяти процентов в голосующих акциях (долях участия в уставном капитале), могут составить и утвердить предварительный ежегодный план государственных закупок до окончательного утверждения плана развития или индивидуального плана финансирования.

В описанных обстоятельствах, предварительный ежегодный план государственных закупок формируется и получает одобрение как на этапах до окончательного подтверждения, так и в период до корректировки соответствующего бюджета (плана развития) или личного финансового плана.

Этот предварительный план действителен до момента официального утверждения (корректировки) окончательного ежегодного плана государственных закупок.

Детали, касающиеся государственных закупок из предварительного плана, включаются в окончательный ежегодный план.

Окончательный ежегодный план государственных закупок утверждается (дополняется) заказчиком в течение десяти рабочих дней после подтверждения (корректировки) соответствующего бюджета (плана развития) или персонального финансового плана.

Ежегодный план государственных закупок (включая его предварительный вариант) должен включать следующую информацию:

  1. уникальный идентификационный номер закупки;

  2. перечень товаров, работ и услуг согласно каталогу, включая выделенные бюджеты для проведения закупок, исключая налог на добавленную стоимость;

  3. метод и временные рамки проведения закупок;

  4. ожидаемые сроки и места доставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг;

  5. запланированные даты доставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг согласно графику и разделения по годам в рамках бюджета, выделенного на каждый финансовый год, как это указано в статье 43 данного Закона;

  6. условия проведения государственных закупок в соответствии со статьей 51 данного Закона.

 

Детали о государственных закупках, описанные в подпунктах 1) до 6) восьмой части данного раздела, в ситуациях, оговоренных подпунктом 2-1) второй части пункта 2 статьи 79 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, должны быть одобрены заказчиком и включены в ежегодный план государственных закупок.

Ежегодный план государственных закупок следует одобрить в течение десяти рабочих дней после выполнения условий пункта 7 статьи 153 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.

При планировании и выполнении государственных закупок заказчики должны отдавать предпочтение закупке инновационных и высокотехнологичных товаров, работ и услуг.

При разработке ежегодного (или его предварительного) плана государственных закупок заказчик обязан группировать товары, работы и услуги в лоты согласно их типам и месту поставки (выполнения, оказания).

Не разрешается одобрение (или корректировка) ежегодного плана государственных закупок, если он не соответствует утвержденному бюджету (плану развития), средствам, выделенным из Фонда поддержки инфраструктуры образования согласно законодательству Республики Казахстан, или общей сумме в рамках финансового планирования по категориям экономической классификации (статьям расходов), предусмотренных для заключения контрактов на государственные закупки.

В процессе организации государственных закупок работ, для которых существует проектно-сметная документация, в ежегодном плане государственных закупок (или его предварительном варианте) заказчики должны:

  1. указать сумму предварительного платежа (аванса) в размере 30% от общей суммы, выделенной на закупки, исключая налог на добавленную стоимость;

  2. опубликовать на веб-портале государственных закупок проектно-сметную документацию, прошедшую необходимую экспертизу в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

  3. В течение пяти рабочих дней после одобрения годового или предварительного плана государственных закупок, заказчик обязан опубликовать его на официальном веб-портале государственных закупок, исключая информацию, которая является государственной тайной согласно казахстанскому законодательству о государственных секретах, или содержит конфиденциальные служебные данные, определённые Правительством Республики Казахстан.

  4. Заказчикам разрешается вносить изменения или дополнения в годовой план государственных закупок не чаще двух раз в месяц. Однако это требование не применяется в следующих случаях:

 

  1. для государственных закупок, проводимых государственными предприятиями, юридическими лицами, более 50% акций которых находятся в государственной собственности, и связанными с ними юридическими лицами;

  2. при исполнении указаний по устранению нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий, включая камеральный контроль;

  3. при распределении бюджетных программ и корректировке бюджета;

  4. при принятии решений, предусмотренных подпунктом 1) пункта 2 статьи 22 данного Закона;

  5. при покупке товаров и услуг, связанных с представительскими расходами;

  6. при покупке товаров, работ, услуг за счет экономии от проведенных государственных закупок;

  7. при осуществлении государственных закупок за счет средств, выделенных из Фонда поддержки инфраструктуры образования согласно законодательству Республики Казахстан.

После принятия решения о внесении изменений или дополнений в годовой или предварительный план государственных закупок, заказчик должен в течение пяти рабочих дней опубликовать эти изменения или дополнения на официальном веб-портале государственных закупок, за исключением данных, являющихся государственной тайной или содержащих конфиденциальную служебную информацию, как определено законодательством и Правительством Республики Казахстан.

  1. Информация о государственных закупках, осуществляемых согласно определенным подпунктам пункта 3 статьи 39 данного Закона, не должна включаться в годовой или предварительный план государственных закупок.

  2. Решение о проведении государственных закупок принимается заказчиком на основе одобренного или скорректированного годового плана государственных закупок (предварительного годового плана).

 

Заказчики имеют право принять решение о проведении государственных закупок до окончательного утверждения бюджета, если эти закупки проводятся через конкурсные процедуры, включая двухэтапные методы.

Запрещается покупка товаров, работ и услуг, которые не включены в официально одобренный (скорректированный) годовой план государственных закупок (или его предварительную версию), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 4), 9), 31), 32) и 35) пункта 3 статьи 39 действующего Закона.

Выбор поставщика товаров, работ и услуг должен производиться в соответствии с установленными данным Законом процедурами, кроме ситуаций, указанных в пункте 3 статьи 39 данного Закона.

Во время проведения государственных закупок посредством конкурса, единый оператор в сфере государственных закупок гарантирует защиту конфиденциальности ценовых предложений от потенциальных поставщиков до момента объявления результатов закупок, согласно требованиям, изложенным в пункте 4 статьи 29 данного Закона.

До подписания договора по государственным закупкам заказчик может отказаться от их проведения в следующих случаях:

  • Если произошло уменьшение расходов на покупку товаров, работ, услуг, запланированных в одобренном (скорректированном) годовом плане государственных закупок (или его предварительной версии) в результате пересмотра (корректировки) бюджета или проекта бюджета, согласно законодательству Республики Казахстан;

  • При внесении изменений в стратегический план государственного органа, бюджет (план развития) или индивидуальный финансовый план заказчика, которые делают ненужным приобретение ранее запланированных товаров, работ, услуг, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

При условии, указанном во втором пункте, запрещается вносить изменения в годовой план государственных закупок (или его предварительную версию) для покупки таких товаров, работ, услуг в течение текущего года.

Заказчик или организатор государственных закупок должны в течение пяти рабочих дней после принятия решения, описанного в пункте 13, уведомить об этом участников государственных закупок.

С момента публикации объявления о принятом решении на веб-портале государственных закупок, единый оператор в сфере государственных закупок должен разблокировать обеспечение заявок на участие в конкурсах (аукционах) и запросах ценовых предложений, предоставленных в виде денег в электронном кошельке потенциального поставщика, в соответствии с правилами государственных закупок.

Государственные закупки, финансируемые за счет средств Фонда поддержки инфраструктуры образования, должны проводиться с учетом требований данной статьи, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Примечание: Статья 5 была изменена согласно Закону РК от 26.12.2018 № 202-VI (см. порядок введения в действие ст. 6) и последующими изменениями, внесенными законами РК от 15.11.2021 № 72-VII (вступает в силу с 01.01.2022); от 30.12.2022 № 177-VII (вступает в силу по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

 

Статья 6. Ограничения при участии в государственных закупках

  1. Участие потенциального поставщика в государственных закупках запрещено, если:

  2. лица, находящиеся в близком родстве или связанные браком с первыми руководителями или уполномоченными представителями потенциального поставщика, обладают возможностью определять выбор поставщика или представляют интересы заказчика или организатора закупок;

  3. потенциальный поставщик или его сотрудники предоставляли или предоставляют консультационные, экспертные или другие услуги, связанные с подготовкой закупок, или участвовали в создании технико-экономического обоснования и/или проектно-сметной документации для строительства объекта, который является предметом закупки, за исключением случаев, когда разработчик технико-экономического обоснования участвует в закупках для разработки проектной документации. Это ограничение не касается проектов, выполненных по международным строительным стандартам;

  4. руководитель потенциального поставщика связан с управлением или владеет долей в юридических лицах, занесенных в реестр недобросовестных участников государственных закупок;

  5. руководитель потенциального поставщика, являющийся индивидуальным предпринимателем, внесен в реестр недобросовестных участников государственных закупок;

  6. индивидуальный предприниматель, претендующий на участие в государственных закупках, является руководителем компании, включенной в реестр недобросовестных участников;

  7. потенциальный поставщик зарегистрирован в реестре недобросовестных участников государственных закупок;

  8. Если на имущество потенциального поставщика или его субподрядчика (соисполнителя), стоимость которого составляет более 10% от общей стоимости их основных средств, был наложен арест;

  9. Потенциальный поставщик или его субподрядчик (соисполнитель) не выполнили обязательства по судебным исполнительным документам и зарегистрированы в Едином реестре должников уполномоченным органом, отвечающим за государственную политику и регулирование в сфере исполнения исполнительных документов.

Это ограничение не касается потенциальных поставщиков и поставщиков, указанных в ситуациях, определенных подпунктами 1), 27) и 36) пункта 3 статьи 39 данного Закона;

10) Деятельность потенциального поставщика или его субподрядчика (соисполнителя) была временно приостановлена в соответствии с законодательством Республики Казахстан или законодательством страны регистрации потенциального поставщика-нерезидента;

11) Потенциальный поставщик или его субподрядчик (соисполнитель), а также их руководители или учредители (акционеры) внесены в список лиц и организаций, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения, или в список лиц и организаций, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, согласно законодательству Республики Казахстан;

12) Потенциальный поставщик зарегистрирован как юридическое лицо в государстве или на территории, которые включены в список государств с льготным налогообложением (офшорных зон), утвержденный уполномоченным органом, отвечающим за налоговые и бюджетные поступления.

13) Ограничения, установленные для пунктов 3), 4), 5) и 6) первой части данной статьи, также применимы к потенциальным поставщикам, зарегистрированным в реестре недобросовестных участников закупок, установленном законодательством Республики Казахстан для отдельных субъектов квазигосударственного сектора, а также в списке ненадежных потенциальных поставщиков (поставщиков) Фонда национального благосостояния.

2. Участие как потенциального поставщика, так и аффилированного лица потенциального поставщика в одном лоте конкурса (аукциона) запрещено.

   Победитель конкурса по государственным закупкам строительно-монтажных работ и его аффилированное лицо не могут участвовать в государственных закупках инжиниринговых услуг на том же объекте строительства.

   Победитель конкурса по государственным закупкам инжиниринговых услуг и его аффилированное лицо не могут участвовать в государственных закупках строительно-монтажных работ на том же объекте строительства.

3. Заказчик, в интересах которого осуществляются государственные закупки, не может участвовать в таких закупках в качестве потенциального поставщика.

4. Нарушения требований данной статьи могут быть выявлены заказчиком, организатором государственных закупок, единым организатором государственных закупок, уполномоченным органом или органами государственного аудита и финансового контроля на любой стадии осуществления государственных закупок.

5. Уполномоченный орган или орган государственного аудита и финансового контроля должны письменно уведомить о выявленном нарушении требований данной статьи заказчика, если факт нарушения был обнаружен после заключения договора о государственных закупках, либо организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, если факт нарушения был установлен до заключения такого договора. При этом к уведомлению должны быть приложены копии документов, подтверждающих факт нарушения.

6. Участие страховых агентов и страховых брокеров в государственных закупках услуг, связанных с заключением договора страхования, запрещено.

Примечание: Статья 6 в соответствии с изменениями, внесенными законами Республики Казахстан от:

- 02.07.2018 № 166-VІ (вступает в силу через 10 календарных дней после первой официальной публикации);

- 26.12.2018 № 202-VI (порядок введения в действие указан в статье 6);

- 13.05.2020 № 325-VІ (вступает в силу через 6 месяцев после первой официальной публикации);

- 29.06.2020 № 352-VI (вступает в силу через 10 календарных дней после первой официальной публикации);

- 15.11.2021 № 72-VII (вступает в силу с 01.01.2022 года);

- 03.01.2022 № 101-VII (вступает в силу через 60 календарных дней после первой официальной публикации).

Статья 7. Процедура определения организатора государственных закупок

1. Для осуществления организационных процедур и проведения государственных закупок заказчик определяет организатора государственных закупок, а также должностное лицо заказчика, представляющее его интересы в государственных закупках, за исключением случаев, когда заказчик и организатор государственных закупок выступают в едином лице.

2. Организатором государственных закупок может быть сам заказчик непосредственно или его структурное подразделение, ответственное за проведение процедур организации государственных закупок. Заказчик может определить подведомственное государственное учреждение в качестве организатора государственных закупок.

3. Заказчик вправе выступать в роли организатора государственных закупок для нескольких подведомственных государственных учреждений.

4. Заказчик имеет право определить организатора государственных закупок среди нескольких подведомственных государственных учреждений.

5. Администратор бюджетной программы может быть организатором государственных закупок для подведомственного ему государственного учреждения или юридического лица, а также для лица, связанного с ними аффилированными отношениями. Он также может определить организатора государственных закупок среди нескольких юридических лиц и подведомственных организаций.

6. Организатор государственных закупок обязан назначить должностное лицо, которое будет представлять его интересы в отношениях с заказчиком, потенциальными поставщиками, соответствующими комиссиями и экспертами, за исключением случаев, когда заказчик и организатор государственных закупок выступают в едином лице. Представитель организатора государственных закупок должен быть выбран из числа сотрудников структурного подразделения, ответственного за проведение процедур организации и проведения государственных закупок.

Примечание: Статья 7 в соответствии с изменением, внесенным Законом Республики Казахстан от 15.11.2021 № 72-VII (вступает в силу с 01.01.2022 года).

Статья 8. Процедура проведения централизованных государственных закупок

1. Централизованные государственные закупки осуществляются через уполномоченных единых организаторов государственных закупок.

2. Уполномоченный орган определяет перечни товаров, работ и услуг, по которым централизованные государственные закупки осуществляются через единых организаторов государственных закупок.

3. Единые организаторы государственных закупок проводят централизованные государственные закупки:

   1) в соответствии с перечнем товаров, работ и услуг, установленным уполномоченным органом;

   2) в соответствии с перечнем товаров, работ и услуг, определенным уполномоченным органом, путем объединения аналогичных товаров, работ и услуг в один лот независимо от их места поставки (выполнения, предоставления).

4. При проведении централизованных государственных закупок председатель конкурсной комиссии (аукционной комиссии) назначается первым руководителем единого организатора государственных закупок или лицом, исполняющим его обязанности, либо его заместителем в соответствии с правилами проведения государственных закупок.

5. Процедура осуществления государственных закупок через единых организаторов государственных закупок определяется правилами проведения государственных закупок.

Примечание: Статья 8 в соответствии с изменениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 26.12.2018 № 202-VI (вступает в силу с 01.01.2019 года), и с изменениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 15.11.2021 № 72-VII (вступает в силу с 01.01.2022 года).

Статья 9. Требования квалификации для потенциальных поставщиков

1. Потенциальные поставщики должны соответствовать следующим квалификационным требованиям:

   1) Обладать правоспособностью (для юридических лиц) или гражданской дееспособностью (для физических лиц);

   2) Демонстрировать финансовую устойчивость и не иметь налоговой задолженности, превышающей шестикратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Финансовая устойчивость потенциального поставщика оценивается в соответствии с правилами проведения государственных закупок;

   3) Не находиться в процессе банкротства или ликвидации;

   4) Обладать достаточными материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами для выполнения обязательств по договору о государственных закупках;

   5) Обладать опытом работы, за исключением случаев, когда приоритетным является наличие лицензии и (или) разрешения у потенциального поставщика.

   Квалификационные требования, установленные в пункте 1, определяются в соответствии с правилами проведения государственных закупок.

2. Запрещается установление квалификационных требований, перечисленных в пункте 4 пункта 1 настоящей статьи, которые: 

   1) Ограничивают или необоснованно усложняют участие потенциальных поставщиков в государственных закупках;   

   2) Не вытекают напрямую из необходимости выполнения обязательств по договору о государственных закупках товаров, работ или услуг.

3. Для подтверждения соответствия потенциального поставщика квалификационным требованиям, установленным в настоящей статье, необходимо предоставить организатору государственных закупок соответствующие документы в соответствии с правилами проведения государственных закупок.

4. Потенциальный поставщик, не являющийся резидентом Республики Казахстан, должен предоставить те же документы, что и резиденты Республики Казахстан, либо документы, подтверждающие аналогичные сведения о квалификации.

5. Правоспособность потенциального поставщика, занимающегося видами деятельности, для которых требуется получение разрешения или направление уведомления, подтверждается через информационные системы государственных органов согласно законодательству о информатизации. Если сведения отсутствуют в информационных системах, потенциальный поставщик должен предоставить нотариально заверенную или электронную копию соответствующего разрешения или уведомления.

6. Квалификационные требования, установленные в пунктах 1), 2) в части налоговой задолженности и 3) пункта 1 настоящей статьи, также распространяются на физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и юридических лиц, которые планируют привлечь в качестве субподрядчиков или соисполнителей по оказанию услуг, предметом государственных закупок. При привлечении субподрядчиков или соисполнителей потенциальный поставщик должен подтвердить их соответствие квалификационным требованиям, установленным в пунктах 1), 2) в части налоговой задолженности и 3) пункта 1 настоящей статьи, на выполняемые ими виды работ или услуг.

7. Указанный подпункт исключен Законом Республики Казахстан от 15.11.2021 № 72-VII (вступает в силу с 01.01.2022 года).

8. Запрещается устанавливать квалификационные требования, не предусмотренные в настоящей статье, за исключением случаев, указанных в статьях 31, 50 и пункте 6 статьи 51 данного Закона.

Примечание: Статья 9 изменена в соответствии с Законами Республики Казахстан от 26.12.2018 № 202-VI (порядок введения в действие см. ст.6); от 29.06.2020 № 352-VI (вступает в силу по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 15.11.2021 № 72-VII (вступает в силу с 01.01.2022 года).

Статья 10. Причины для признания потенциального поставщика несоответствующим квалификационным требованиям

1. Потенциальный поставщик может быть признан несоответствующим квалификационным требованиям по следующим основаниям:

 

   1) Не представление необходимых документов для подтверждения соответствия квалификационным требованиям, а также для привлекаемого им субподрядчика или соисполнителя.

   2) Обнаружение несоответствия квалификационным требованиям на основе информации из предоставленных документов, а также несоответствия субподрядчика или соисполнителя требованиям.

   3) Предоставление недостоверной информации по квалификационным требованиям.

2. Не допускается отклонение потенциального поставщика или привлеченного им субподрядчика или соисполнителя как несоответствующего квалификационным требованиям по причинам, не указанным в пункте 1 данной статьи.

Статья 11. Последствия предоставления недостоверной информации потенциальным поставщиком или поставщиком

1. Потенциальные поставщики или поставщики, предоставившие недостоверную информацию по квалификационным требованиям или документам, влияющим на конкурсные ценовые предложения, будут внесены в реестр недобросовестных участников государственных закупок согласно установленной процедуре.

2. Уполномоченный орган или органы государственного аудита и финансового контроля могут проверить достоверность информации, предоставленной потенциальным поставщиком, основываясь на данных и документах, предоставленных заказчиком или организатором государственных закупок на любой стадии процесса государственных закупок.

3. Уполномоченный орган или органы государственного аудита и финансового контроля, выявившие предоставление недостоверной информации по квалификационным требованиям, должны письменно уведомить об этом заказчика или организатора государственных закупок соответственно, прикладывая копии документов, подтверждающих указанные факты.

Примечание. Статья 11 с изменениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 26 декабря 2018 года № 202-VI (вступает в силу с 1 января 2019 года); а также с изменениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 15 ноября 2021 года № 72-VII (вступает в силу с 1 января 2022 года).

Статья 12. Формирование реестров в области государственных закупок

1. Уполномоченный орган:

    1) осуществляет создание и поддержание следующих республиканских реестров в области государственных закупок (далее – реестры):

    - списка заказчиков;

    - договоров о государственных закупках;

    - участников государственных закупок, действующих нечестно;

    - жалоб;

    2) формирует и ведет базу данных потенциальных поставщиков.

2. Реестр заказчиков представляет собой перечень юридических лиц, ответственных за приобретение товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности и выполнения государственных функций в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

3. Реестр договоров о государственных закупках включает в себя перечень таких договоров, заключенных заказчиками в текущем финансовом году, и содержит информацию о содержании, объеме и стоимости таких договоров, а также об исполнении их сторонами.

Информация о договорах, заключенных в результате государственных закупок, указанных в подпунктах 9), 18), 31), 32) и 35) пункта 3 статьи 39 и статье 50 настоящего Закона, не включается в реестр договоров о государственных закупках.

4. Реестр недобросовестных участников государственных закупок включает в себя следующие категории:

    1) потенциальные или текущие поставщики, предоставившие недостоверные сведения о своей квалификации или документах, влияющих на конкурсные предложения;

    2) потенциальные поставщики, определенные как победители, но уклонившиеся от заключения договоров о государственных закупках;

    3) поставщики, не исполнившие или ненадлежащим образом исполнившие свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.

В случае, указанном в пункте 1) данного пункта, организатор государственных закупок, единый организатор государственных закупок, заказчик или уполномоченный орган обязаны в течение тридцати календарных дней с момента обнаружения нарушения законодательства Республики Казахстан о государственных закупках со стороны потенциального или текущего поставщика обратиться в суд с иском о признании его недобросовестным участником государственных закупок.

В ситуации, упомянутой в пункте 3 данного раздела, заказчик обязан в течение тридцати календарных дней с момента уведомления о нарушении со стороны поставщика законодательства Республики Казахстан о государственных закупках обратиться в суд с требованием о признании этого поставщика недобросовестным участником государственных закупок, за исключением ситуаций, когда выплачены неустойки (штрафы, пени), договорные обязательства полностью исполнены, и нет ущерба для заказчика.

Реестр недобросовестных участников государственных закупок, включающий участников, упомянутых в пунктах 1 и 3 данного раздела, формируется на основе решений судов, вступивших в законную силу. Реестр недобросовестных участников государственных закупок, упомянутых в пункте 2 данного раздела, формируется на основе решения уполномоченного органа о признании таких потенциальных поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок.

В случае несогласия потенциального поставщика с решением уполномоченного органа о его признании недобросовестным участником государственных закупок, упомянутым во втором пункте пункта 5 данного раздела, этот потенциальный поставщик вправе обратиться в согласительную комиссию в установленном уполномоченным органом порядке в течение десяти рабочих дней с момента уведомления о включении его в реестр недобросовестных участников государственных закупок.

Согласительная комиссия рассматривает жалобу потенциального поставщика, который уклонился от заключения договора о государственных закупках, и принимает решение о его исключении или отказе в исключении из реестра недобросовестных участников государственных закупок.

При принятии решения об исключении потенциального поставщика из реестра недобросовестных участников государственных закупок заказчик обращается к уполномоченному органу. Уполномоченный орган выносит решение об исключении потенциального поставщика из реестра, учитывая решение согласительной комиссии.

7. Обязательным требованием является включение представителей Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан в состав согласительной комиссии.

 

8. Поставщики, записанные в реестр недобросовестных участников государственных закупок на основании пунктов 1) и 3) первой части пункта 4 данной статьи, не имеют права участвовать в государственных закупках в течение двадцати четырех месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании их недобросовестными участниками государственных закупок.

Потенциальные поставщики, включенные в реестр недобросовестных участников государственных закупок в соответствии с пунктом 2) первой части пункта 4 данной статьи, не имеют права участвовать в государственных закупках в течение двадцати четырех месяцев после принятия уполномоченным органом решения о признании их недобросовестными участниками государственных закупок.

Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных участников государственных закупок, исключается из этого реестра не позднее одного рабочего дня после окончания установленного срока, указанного в первой и второй части данного пункта.

9. Основаниями для исключения из реестра недобросовестных участников государственных закупок сведений о недобросовестных участниках государственных закупок являются:

1) истечение сроков, указанных в первой и второй части пункта 8 данной статьи;

2) судебное решение, вступившее в законную силу, об отмене решения о признании недобросовестным участником государственных закупок;

3) решение уполномоченного органа, вынесенное по результатам рассмотрения согласительной комиссией обращения потенциального поставщика о его исключении из реестра недобросовестных участников государственных закупок.

10. Потенциальные поставщики или поставщики имеют право обжаловать решение о их включении в реестр недобросовестных участников государственных закупок в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

11. Информация, содержащаяся в реестрах, за исключением сведений, являющихся государственными секретами в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах и (или) содержащих ограниченную служебную информацию, определенную Правительством Республики Казахстан, публикуется на веб-портале государственных закупок и доступна для ознакомления заинтересованным лицам без взимания платы.

12. В реестр недобросовестных участников государственных закупок не включаются потенциальные поставщики и поставщики, определенные в случаях, предусмотренных пунктами 1), 2), 27) и 36) третьего пункта статьи 39 данного Закона.

13. Реестр жалоб содержит список жалоб потенциальных поставщиков и поставщиков, поданных через веб-портал государственных закупок в уполномоченный орган, а также информацию о принятых решениях и выданных предписаниях (уведомлениях).

14. База данных паспортов потенциальных поставщиков представляет собой электронную базу данных, содержащую информацию о потенциальных поставщиках, полученную из государственных и негосударственных информационных систем, и формируемую на веб-портале государственных закупок в соответствии с правилами осуществления государственных закупок.

Примечание: Изменения внесены в Статью 12 в соответствии с Законом РК от 15.11.2021 № 72-VII (вступает в силу с 01.01.2022 г.).

Статья 12-1. Электронный каталог товаров

1. Проведение государственных закупок товаров осуществляется через электронный каталог товаров.

2. Государственные закупки товаров из электронного каталога осуществляются в соответствии с утвержденным перечнем товаров, определенным уполномоченным органом в соответствии с правилами государственных закупок.

Примечание: Статья 12-1 добавлена в Главу 1 в соответствии с Законом РК от 15.11.2021 № 72-VII (вступает в силу с 01.01.2022 г.).

Статья 13. Способы осуществления государственных закупок

1. Государственные закупки осуществляются одним из следующих способов:

1) конкурса (включая открытый конкурс, конкурс с двухэтапной процедурой, конкурс с предварительным квалификационным отбором, конкурс с использованием рамочных соглашений, конкурс с рейтингово-балльной системой, конкурс с расчетом стоимости жизненного цикла товаров, работ, услуг);

2) аукциона;

3) запроса ценовых предложений;

4) закупки из одного источника;

5) закупки через товарные биржи;

6) закупки через электронный магазин.

1-1. Способы, указанные в подпунктах 1), 2), 3), 5) и 6) пункта 1 настоящей статьи, считаются конкурентными.

2. Заказчик определяет способ осуществления государственных закупок в соответствии с законодательством, за исключением случаев, когда способ определяется уполномоченным органом.

2-1. Заказчики стараются выбирать конкурентные способы государственных закупок при определении способа проведения закупок.

3. Государственные закупки проводятся на веб-портале государственных закупок, за исключением установленных законом исключений.

4. Заказчик имеет право определить способ проведения государственных закупок исходя из годовых объемов товаров, работ, услуг, необходимых для деятельности его филиала или представительства, при условии, что такие закупки осуществляются непосредственно филиалом или представительством от имени заказчика.

 

Указанное положение было удалено в соответствии с Законом Республики Казахстан от 26.12.2018 года № 202-VI (вступает в силу с 01.01.2019 года).

 

Примечание: Статья 13 с изменениями, внесенными Законами Республики Казахстан от 26.12.2018 года № 202-VI (вступает в силу с 01.01.2019 года) и от 15.11.2021 года № 72-VII (см. порядок введения в действие в статье 2).

 

Статья 14. Применение национального режима при проведении государственных закупок

 

1. При осуществлении государственных закупок товаров, происходящих из иностранных государств, работ и услуг, выполняемых и предоставляемых иностранными потенциальными поставщиками, применяется национальный режим в соответствии с условиями, предусмотренными международными договорами, которые были ратифицированы Республикой Казахстан.

 

2. Правительство Республики Казахстан в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка, развития национальной экономики и поддержки отечественных производителей товаров имеет право временно исключить определенные товары из национального режима на период не превышающий двух лет.

 

3. Порядок установления исключений из национального режима определяется Правительством Республики Казахстан.


Примечание: Статья 14 изменена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 26.12.2018 года № 202-VI (вступает в силу с 01.01.2019 года).

pko